• РОЗАНОВ Василий Васильевич

    Василий Васильевич Розанов

    (20.4/2.5.1856 — 5.2.1919) — философ. Родился в многодетной православной семье уездного чиновника, вышедшего из священнического рода. Оставшись без кормильца (1861), семья переехала в Кострому, родину матери писателя, где пережила материальные лишения, граничившие с нищетой ("Я вышел из мерзости запустения..."). После смерти матери (1870) Розанова взял под свою опеку старший брат учитель Николай Васильевич. Среднее образование получил в классических гимназиях Костромы (1868—70), Симбирска (1870—72) и Нижнего Новгорода (1872—78).

    Гимназический курс закончил посредственно, из-за неуспеваемости повторно проходил 2 и 8 классы. Однако наряду с этим Розанов увлекался самообразованием. Он штудировал курсы естественных и гуманитарных наук и делал попытки классифицировать свои знания. Для этого уже с 5 класса он составлял обширные хронологические таблицы, в которые помещал материалы разысканных знаний. "Меня занимала мысль уложить в хронологические данные все море человеческой мысли, преимущественнее, чем искусства и литературы, — дав параллельно даты только важнейших политических событий. Вообще история наук, история ума человеческого всегда мне представлялась самым великолепным зрелищем" (РГАЛИ, ф. 419, оп. 1, ед. хр. 224, л. 213).

    Пафос высокого и напряженного труда над освоением мировой культуры в гимназической биографии Розанова соответствовал общественным настроениям 60—70-х гг., истинным сыном которого он был. Духовным отцом Розанова был Белинский, "Литературные мечтания" которого были первой книжкой, открывшей "духовную родину" второкласснику Розанову. Он также читал Писарева, Добролюбова, менее — Чернышевского. Большое влияние на формирование мировоззрения Розанова в гимназический период оказали западноевропейские мыслители: Милль, Фохт, Бокль, Дрэпер и др. Эмпиризм и позитивизм, которые привили эти философы юному Розанову, ощущались на всем его творческом пути, несмотря на отчаянную борьбу с ним.

    Высшее образование Розанов получил в Императорском Московском университете, где он прослушал на историко-филологическом факультете в 1878—82 гг. курс, закончив его со степенью кандидата, выказав отличные успехи. За время учебы в университете он написал несколько научных студенческих работ: историческую — "Карл V, его личность и отношение к главным вопросам времени" (проф. В.И. Герье отметил ее высшей оценкой — "весьма удовлетворительно"); по логике — "Основание поведения" (получил премию Н.В. Исакова). Известно также, что он был стипендиатом А.С. Хомякова, однако тема сочинения не известна.

    По окончании университета профессор Герье предлагал Розанову остаться на кафедре для написания диссертации и защиты ученого звания, но он отклонил предложение из-за нежелания исполнять обязательную академическую программу и предпочел престижной академической деятельности свободное философское творчество и службу провинциального учителя. Он прослужил по окончании университета 11 лет учителем в Московском учебном округе: в Брянске (1882—87), Ельце (1887—91) и Белом Смоленской губернии (1891—93).

    С 1893 по 1899 гг. Розанов — чиновник седьмого класса на службе в Гос. контроле в С.-Петербурге. В мае 1899 г. Розанов оставляет гос. службу и принимает предложение А.С. Суворина стать постоянным сотрудником "Нового Времени", где работал до закрытия газеты. В конце августа 1917 г. переехал с семьей в Сергиев Посад и умер от истощения и голода. Похоронен в Гефсиманском скиту под сенью храма Черниговской Богоматери рядом с могилой К.Н. Леонтьева.

    Автобиографические материалы Розанова рассказывают, что еще с 4 класса он обнаружил склонность к философствованию. Под влиянием идей Милля Розанов построил систему доказательств в пользу счастья как верховной идеи человека. Эта утилитарная идея сконцентрировала все юношеское мировоззрение Розанова, подчинив даже его житейские поступки, и отрицательно разрешилась на третьем курсе университета. По признанию Розанова, это был "первый зародыш" его "умственного развития". Розанов открыл, что "идея счастья как верховного начала человеческой жизни есть... придуманная идея, созданная человеком... но не есть цель, вложенная в него природою".

    Эти неожиданные итоги юношеского философского созерцания Розанов считал "поворотным пунктом" в своем мировоззрении. От искусственных целей, "созданных человеком", он обратился к "естественным целям человеческой жизни", открыть которые можно только "раскрывая природу человека" (см.: О себе и жизни своей. М., 1990, с. 688—90). Этот юношеский переворот обратил философские интересы Розанова к проблемам бытия. И литературную деятельность он начал с новых позиций, сформулировав свой мировоззренческий метод в объемном труде "О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (М., 1886).

    Этот труд был составлен по всем правилам европейских трактатов по рациональной философии. Основная задача философии Розанова в этой книге лежит в обосновании онтологической категории понимания, которая, по замыслу автора, должна объединить "все схемы разума" со "всеми сторонами бытия" и установить, или выявить, истинность существующего. Книга пронизана идеей потенциальности, и мысль Розанова движется в сторону установления "объективного бытия". Систематически описав все формы учений о "космосе" и "мире человеческом", Розанов предполагал завершить свою философию второй и заключительной книгой "О потенциальности в мире человеческом", в которой, по его позднему ироническому замечанию, будут охвачены "ангелы и торговля", т.е. будет завершена философия как таковая.

    Однако книга была полностью не замечена философской общественностью, вызвав у создателя жесточайший кризис. «Встреть книга какой-нибудь привет, — я бы на всю жизнь остался "философом". Но книга ничего не вызвала... Тогда я перешел к критике, публицистике: но все это было "не то". Это не настоящее мое: когда я в философии никогда не позволил бы себе "дурачиться", "шалить", в других областях это делаю, при постоянной, непрерывной серьезности». Собственно философское творчество было прервано, и Розанов, пережив кризис, обратился к историко-культурным и литературным темам, где косвенно продолжал разрешать философские проблемы "мира человеческого".

    Восстановление литературной деятельности (1889) и вхождение в общественно-литературную жизнь Розанова произошло при знакомстве и поддержке трех консерваторов, заканчивавших свой путь: Н.Н. Страхова ("крестного отца в литературе"; Розанов называл себя его "учеником"), проф. С.А. Рачинского (взявшего на себя должность "правильного" консервативного воспитания Розанова) и К.Н. Леонтьева (переписка и заочная дружба с ним выработала у Розанова особый стиль "романтической реакционности", эстетика которой окрасила все литературное творчество философа). Розанов выступал с традиционными для консервативной печати второй половины XIX в. русскими темами: монархия, православие, проблема Восток-Запад, русские историософические проблемы и т.п.

    Писания этого периода были проникнуты духом патриотизма и антилиберализма. Это был "непримиримый Розанов 90-х гг." (автохарактеристика 1915 г.). Кроме отдельных и немногочисленных светлых лиц, консерватизм 90-х гг. представлял не живую национальную культурно-общественную сторону русской жизни, а вырождавшееся партийно-политическое движение сгруппировавшихся вокруг журналов "Русский Вестник" (закрылся в 1906 г.), "Русское Обозрение" (закрылось в 1898 г.), газет "Московские Ведомости" (существовала до 1917 г.), "Гражданин" (закрылся в 1914 г.) и др. лиц, ничего нового и свежего после идей, заложенных ранними славянофилами, не внесшими.

    Розанов, по прибытию в С.-Петербург, попав в кружок "эпигонов славянофилов", скоро это понял и в "Письме в редакцию" журнала "Северный Вестник" (1897, № 4) заявил о своем нежелании поддерживать формальную партийную этику. "Жизнь есть движение логики и правды, и кто есть только консерватор, только либерал... влияния на жизнь не получает". "Катковско-леонтьевский" (ОР РГБ, ф. 10, к. 6, ед.хр. 1, л. 23), как Розанов назвал период творчества своего в консервативном журнальном лагере, завершился в 1898 г., как только он вышел на собственную тему, так называемую тему пола, ставшей узловой для всего его последующего творчества в целом. Первой публикацией, положившей начало теме пола, была статья "Брак и христианство" (Русский Труд, 1898, 21, 28 ноября; 5, 12 и 23 декабря), однако интерес к теме завязался в конце 1896 г.

    С разработкой темы пола Розанов раскрылся преимущественно как религиозный мыслитель. Основная тема книги "О понимании", тема бытия, нашла в теме пола свое продолжение и своеобразное развитие. В связи с размышлениями над этой темой он пережил "светопреставление", своеобразный кризис, в результате чего от отвлеченно-философских предметов он перешел к конкретно-физическим и религиозно-метафизическим. Для Розанова "пол в человеке — не орган и не функция, не мясо и не физиология — но зиждительное лицо, в соответствии и противоположении верхнему, логическому лицу... Для разума он и не определим и не постижим: но он Есть и все Сущее — из Него и от Него" (Розанов — А.П. Устьинскому, 6 октября 1898 г.).

    Проблема начальных вещей в мире (потенции) составляет основу всей мировоззренческой позиции Розанова и оформляет всю онтологическую концепцию его философских взглядов. И проблема бытия его занимала как проблема бытия ноуменального, сущностного и — рождающегося. «Сегодня мелькнуло на извощике: СВЯЩЕННОЕ ЕСТЬ. Это мой лозунг и привет миру. Я всему говорю: "Здравствуй, СВЯЩЕННОЕ ЕСТЬ"» (1913 г.). Настоящим гимном наличному (и ноуменальному) бытию звучат многие листки "Апокалипсиса нашего времени".

    В этот час смутного времени России личность Розанова засветилась трагическими оттенками: в годы лишения и голода он писал: "Мир, кажется, весь сплетается из музыки: его пахучесть — разве это не музыка, перекинутая в обоняние? Тишина леса, рост трав? Движение насекомых? И могучий рев быка, и красота в сложении рогов оленя? И песни человеческие, и грусть человеческая, самые скорби его, самые печали — все так прекрасно, неизъяснимо, волнует" (запись 1918 г., октябрь; через три дня после получения известия о смерти сына в Курске от испанки; вскорости Розанов сам слег на одр болезни, который через три месяца стал одром смерти). Пол, продолжает Розанов, «есть как бы частица "того света"», и "половое чувство как-то связано с религиозным мистицизмом".

    Основанием для этого послужила несомненная уверенность в том, что «узел этого (пола) — в младенце, который, правда, "с того света приходит", "от Бога его душа ниспадает"». Это было для Розанова "коперниковской вещью", открытием "относительно всей человеческой культуры". "Разом для себя осветил я и Жизнь и Божество, — подводит итоги Розанов, — а человек... стал для меня религиозной вещью, святым существом, вечно бредящим о небесном" (Розанов — А.П. Устьинскому, январь 1898 г.).

    Метафизика пола приобрела у Розанова космологический характер и его философский интерес из логико-гносеологического типа ("О понимании") перешел в основном в культурологический и историософический. Органический тип философствования, получивший в "публицистике" особую свободу, исключил у Розанова всякую систематичность. Он стал сознательным и принципиальным асистематиком. Из рождающегося бытия у Розанова естественно вытекал взгляд на историю и культуру как на пространственный фактор существования.

    Так же естественно складывался и ценностно-иерархический возрастающий ряд. Движение вверх выражается как стремление к "благородному виду" вещей. В метафизике Розанова отсутствует феномен времени. Поэтому движение к благородству вещей протекает как бы в "вечности", а всякое напоминание о конечности вещей, их завершении вызывает естественный протест, т.к. это явление выпадает из культурологического круга идей Розанова.

    Принимая феномен рождения как факт культуры, смерть Розанов воспринимал как антикультурный фактор мира, абсурдный, случайный, выпадающий из ряда. Таким образом, форма, система и вообще всякая очевидная формальная упорядоченность метафизически была чужда его сознанию. Розанов был весь погружен в созерцание истины бытия как такового. Отсюда возникали всевозможные его "парадоксальные истории" как в общественной, так и в литературной жизни. Он попал не в тот "угол истории". Отсюда — глубокая трагедия его личности.

    Публицистика и журналистская деятельность Розанова была подчинена практическим, жизненным проблемам не только ex cathedra, но и выражала в определенной мере его внутренние духовные потребности. Все главные темы были тесно связаны с его личной биографией (незаконный брак, незаконнорожденные дети и т.д.). Так, не желая примириться с абсурдом института незаконнорожденных детей, Розанов обратился к историческим и религиозным источникам семьи. Он освоил культуру и религию Древнего Египта, Израиля, Древней Греции и Рима.

    Это знакомство имело влияние не только на формирование его "философии семьи" (см.: Семейный вопрос в России: В 2 т. СПб., 1903), но и на характер мировоззрения и выработку религиозных представлений, которые стали основой "философии" зрелого этапа его жизни. Религиозная эволюция Розанова прошла сложный путь и не обрела разрешающего, положительного характера. "Уже с 1-го курса университета я перестал быть безбожником. И не преувеличивая скажу: Бог поселился во мне... Что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал, прямо или в особенности косвенно, я говорил и думал, собственно, только о Боге: так что Он занял всего меня, без какого-либо остатка, в то же время как-то оставив мысль свободною и энергичною в отношении других тем" (автохарактеристика 1909 г.).

    Независимый от всяких авторитетов, Розанов в сакральной стороне своей был чрезвычайно внимателен к духовным движениям своего сердца. Однако это закрыло его внимание к историческим формам религиозного опыта и вылилось в свой собственный путь Богостроительства, который был всецело связан с развитием его личности. Метафизика личности Розанова — ярчайшая страница в истории русской (и мировой) культуры. Все творчество Розанова охвачено субъективным духом, и через все его полотно отмечено постоянством присутствия автобиографических мотивов.

    Апогеем включения конкретной исторической авторской личности в творческие формы стали "Уединенное" (СПб., 1912), "Опавшие листья" (СПб., 1913, 1915), "Сахарна" (1913), "Мимолетное" (1914—18; последние две книги не были опубликованы при жизни), "Апокалипсис нашего времени" (Сергиев Посад, 1917—18; 10-й вып., издание не окончено). Все эти книги, характеризующиеся уникальностью жанра, Розанов называл "жизнью души (Розанова)". В них Розанов своеобразно совмещает пространство мысли и слова. "Розанов один из величайших русских прозаических писателей, настоящий маг слова" (Бердяев).

    Содержание собственной личности как "модели" Розанов положил в "материал" своего творчества. Опасность такой позиции сказалась в полном непонимании его в литературной среде, что повлекло известное осуждение за "характер общественных выступлений" на Религиозно-философском обществе в январе 1914 г. Однако несмотря на многие испытания такого рода Розанов никогда не смешивал личность "как модель" с собственной личностью. В быту он был заурядным обывателем. Историю и метафизику своей личности Розанов наблюдал, лично не вмешиваясь в ее движение ("мною владело таинственное внимание"; "Бог занял меня всего" и др.), и высоко ценил. "Вообще, если разобраться во всех этих коллизиях подробно — и развернуть бы их в том, это была бы величайшая по интересу история, вовсе не биографического значения, а, так сказать, цивилизационного, историко-культурного" (автохарактеристика 1909 г.).

    Полемика с церковными писателями по проблеме брака, развода, семьи и незаконнорожденных детей вызвала у Розанова глубокий пессимизм по отношению к "историческому христианству". "Вы обратили внимание: христианство вообще не реализуется, и это от того, что оно поставлено вне связи с источником главнейшего в мире реализма — семенем" (Розанов — А.П. Устьинскому, 26 октября 1898 г.). При разработке темы христианской семьи Розанов усматривал многие противоречия, главное из которых — это несовместимость ее природы и христианского идеала, выражение которого он видел в монашестве.

    Тема брак (семья) и христианство (аскетический идеал), поставленная Розановым на заседаниях Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге (1902—03), привлекла видных деятелей духовной школы и творческой интеллигенции, однако, из-за невозможности разрешить этот сложнейший узел, собрания были закрыты обер-прокурором. Тезис Розанова: "Когда расцветет пышным древом семья — расцветет и христианство..." — противоречил церковной идеологии. Активное выступление Розанова по проблемам семьи, брака и темы пола в целом закончилось в 1905 г., но тема "христианство и мир" волновала Розанова до конца дней. Он настойчиво выступал с апологией "творения Божия" в его малейшем проявлении.

    Отношение Розанова к "историческому христианству" было всегда пессимистично и достигло апогея в смутные 1917—18 гг. (см.: Апокалипсис нашего времени, Сергиев Посад, 1917—18, вып. 10; особенно неопубликованная большая часть, см.: РГАЛИ, ф. 419, оп. 1, ед. хр. 234, 235). Также и критика личности Иисуса Христа и его учения, начатая в конце XIX в., в сочетании с темой пола выросла в смутные годы в небывалое в христианской культуре христоборчество. Он демонстративно противопоставляет ветхозаветную религиозную идеологию, утверждающую наличное бытие, новозаветной. Аргументом ему служит как всегда глубоко личностный религиозный опыт.

    Этот последний период творчества Розанова — высший подъем его духовных и творческих сил. Позиция Розанова напоминала ветхозаветного Иова. Исследователь и читатель должен быть очень внимательным в анализе печатных источников. Наряду с принципиальнейшим выступлением против личности Иисуса Христа, кое-где проскальзывают интимнейшие вопрошания Основателя христианства о смысле жизни (истории). «Я нисколько не "против Христа"...», — отвечает он друзьям, обвинявшим его в христоборчестве, несмотря на то, что материалов обвинения больше чем предостаточно.

    Кончина Розанова была вполне христианской ("Мамочка, поцелуемся во имя Христа", — слова, сказанные 17 января 1919 г. в передаче дочери). Таким образом, философское сознание, с которым Розанов вступил на общественное поприще, к концу жизни трансформировалось в религиозное: "Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию".

    Соч.: "Легенда о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. СПб., 1894 (3-е изд. 1906); Сумерки просвещения. СПб., 1899; Религия и культура. СПб., 1899 (2-е изд. 1901); Природа и история. СПб., 1899 (2-е изд. 1903); В мире неясного и нерешенного. СПб., 1902 (2-е изд. 1904); Около церковных стен: В 2 т. СПб., 1906; Темный Лик: Метафизика христианства. СПб., 1911; Люди лунного света: Метафизика христианства. СПб., 1911 (2-е изд. 1912); Лит. изгнанники. СПб., 1913; Письма В.В. Розанова к Э. Голлербаху. Берлин, 1922.

    Лит.: В.В. Розанов: Pro et contra: Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей / Сост. В.А. Фатеев.: В 2 т. СПб., 1995 (с прилож. библиогр. лит-ры о Розанове); Спасовский М.М. В.В. Розанов в последние годы своей жизни. Берлин, 1939 (2-е изд. Нью-Йорк, 1968); Сукач В.В. Жизнь В.В. Розанова "как она есть" // Москва. 1991. № 10, 11; 1992. № 1—4, 7—8; Сукач В.В. Материалы к библиографии В.В. Розанова // De visu. 1993. № 3; Фатеев В.А. Жизнь, творчество, личность В.В. Розанова. Л., 1991; Носов С. В.В. Розанов: Эстетика свободы. СПб., 1993; Николюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов. М., 1990; Vasilij Rjzanov: Atti, del Convegno Internazionale syoltosi nei giorni 1—4 ottobre 1990 a Cargnano del Carda. Universita degli Studi di Milano, 1993; Crone A.L. Rozanov and the end of literature: polyphony and the elissolution of derne in "Solitaria" and "Fallen leaves". Wurzburg, 1978; Stammler H. Rozanov als Philosoph. Giessen, 1984; Leskovec P. Rozanov e la sue concezione religiosa. Roma, 1958; Poggouioli V. Rozanov. N.Y., 1962.

    В. Сукач

     

  • Перечень статей, посвящённых В.В.Розанову, из журнала «Энтелехия» за 2000—2003 гг.

    1) Чугунов Е.А., Бондарев В.А. Василий Васильевич Розанов (1856—1919), биографический очерк. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 7—13.

    2) Дурилов А.П. Феномен философа в провинции. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 14—17.

    3) Кондаков И.В. «Последний писатель»: В. Розанов между консерваторами и радикалами. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 17—28.

    4) Ермолин Е.А. Семя и слово. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 29—34.

    5) Фатеев В.А. Религиозно-философские идеи архимандрита Феодора (А.М. Бухарева) в творческом наследии Василия Розанова и о. Павла Флоренского. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 35—43.

    6) Ерохина Т.И. В.Розанов: «за» или «против» декадентства? .// Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 44—47.

    7) Кашина Н.К. Миф в зеркале «Серебряного века» (В.Розанов, Д. Мережковский, А. Лосев). // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 47—51.

    8) Золотникова Т.С. Русское, слишком русское. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С.52—59.

    9) Едошина И.А. Однажды в Мюнхене, или поиск духовного в синих тонах (В.Розанов и В. Кандинский). // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 60—70.

    10) Руднёв П.А. Айседора Дункан, Станиславский, Шаляпин (к проблеме «Розанов об актёрском мастерстве»). // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 70—80.

    11) Едошина И.А. Из истории возвращения В.В. Розанова в лоно отечественной культуры. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 81—86.

    12) Тлиф И.Х., Смирнов С.С., Соловьёва А.В. Вослед за В.В. Розановым. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 87—100.

    <="" b="">// Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 101—109.

    ) Налепин А.Л. Василий Васильевич Розанов. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 111—112.

    15) Бугров А.А. Неиной Розанов. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 113—114.

    16) Корнилов П.Б. Василий Васильевич Розанов как негений: штрих-ракурс. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 115—116.

    17) Резипин П.П. Провинция и Розанов. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С.117.

    18) Ёлшина Т.А., Панина Н.И. Диалоги о Розанове — В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. Судьба. (Урок по творчеству В.В.Розанова). // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 118—126.

    19) Чугунов Е.А. Изучение и сохранение творческого наследия В. Розанова и П. Флоренского как направление научно-исследовательской деятельности. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 127—128.

    20) Бондарев В.А., Кудинова Н.Б. В. Розанов: современное прочтение. // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 129—131.

    21) Панкратова О.Б. Розанов в контексте культуры (опыт рецензии). // Энтелехия. — 2000. — № 1. — С. 131—133.

    22) Налепин А.Л. В.В. Розанов и народная культура. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 5—18.

    23) Кашин Е.И. «Дух творчества» и творчество в понимании В. Розанова. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С.19—23.

    24) Юрьева Т.В. Портрет мирского человека (В.В. Розанов. «По тихим обителям»). // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 24—26.

    25) Голубева Л.Н. «Я весь-дух, и весь-субъект: субъективное развито во мне бесконечно …» (о постмодернистском модусе мышления В. Розанова). // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 27—31.

    26) Павленко А.И. Социология VERSUS метафизика. Семейная тема публицистики В.В. Розанова (1890—1894). // Энтелехия. — 2001. — № 1. С. 31—36.

    27) Крылов В.Н. Размышления В.В. Розанова о прошлом и настоящем русской литературной критики. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С.37—41.

    28) Гудкова А.А. «Опавший листок» русской литературы. Интерпретация В. Розановым поэзии М. Лермонтова. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С.41—44.

    29) Кашина Н.К. В. Розанов и Айхенвальд в споре о В. Белинском: Об основах русской критики. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 45—50.

    30) Бугров А.А. Замирающее. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С.51—53.

    31) Коптелова Н.Г. В. Розанов в восприятии А.Ремизова. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 54—60.

    32) Ёлшина Т.А. Феномен вечной женственности в русской культуре. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 60—68.

    33) Баранов А.Н., Чугунов Е.А. В.В. Розанов о противостоянии германского и славянского духа в первой мировой войне. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 69—73.

    34) Данилов А.А., Усманов С.А. В.В. Розанов и пространственные горизонты интеллигенции в российской провинции. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С.73—76.

    35) Едошина И.А. Из истории возвращения В.В. Розанова в лоно отечественной культуры. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 77—81.

    36) Розанов В.В. Костромская старина. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 82—83. Печатается по изд.: Поволжский вестник. — Кострома, 1913. — 17 февраля.

    37) Баранская Н.В. (внучатая племянница В.В. Розанова) Лоскутное одеяло. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 83—84.

    38) Резепин П.П. Гимназия Розанова. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 85—86.

    39) Шульгина Л.А. О воспитании и просвещении в учении В.В. Розанова. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 87—92.

    40) Чугунова О.Д. Понимание семьи в русской классической педагогике и в наследии В.В. Розанова. // Энтелехия. — 2001. — №1. — С. 95—98.

    41) Крикунов А.Е. Педагогические идеи В.В. Розанова в прошлом и настоящем.// Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 98—104.

    42) Белозерцев Е.П. Историко–педагогическое «освоение» наследия В.В. Розанова (опыт творческого отчёта). // Энтелехия. — 2001. — №1. — С. 105—109.

    43) Корнилов П.Б. Творожок (без кавычек) как альфа и омега человеческого счастья. / Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 110—112.

    44) Шилова С.А. В.В. Розанов в потоке собственного сознания. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 112—113.

    45) Самсонова С.А. В.В. Розанов о понятии «FIN DE SIECLE». // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 113—115.

    46) DECADENCE SEXUS׳A — вот наименование нашей эпохи. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 116—117.

    47) Осминина Е.В. Розанов о Пушкине: урок по литературе в 11 классе. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 118—122.

    48) Котлов А.К. Ф.М. Достоевский как «всемирно–исторический публицист» (В.В. Розанов о Ф.М. Достоевском). Урок-диалог по литературе в 10 классе. // Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 122—126.

    49) Драничников А.Ф., Кудинова Н.Б. Творческое наследие П.А. Флоренского и В.В. Розанова в программе реализации регионального компонента образования.// Энтелехия. — 2001. — № 1. — С. 127—132.

    50) Дурилов А.П. Истинный бог Василия Розанова. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С.5—10.

    51) Океанский В.П. Самый последний Розанов: герменевтика бормотания. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 10—14.

    52) Шилкина И.С. Нравственно-психологические воззрения Василия Розанова. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 14—20.

    53) Крикунов А.Е. Педагогические идеи В.В.Розанова в прошлом и настоящем. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 20—26.

    54) Померанская Т.В., Налепин А.Л. И был вечер… (молчание розановской пирамиды). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С.27—31.

    55) Фокина М.А. О концептообразующей роли устойчивых оборотов в сочинениях В.В. Розанова (по произведениям «Уединённое» и «Опавшие листья»). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 31—34.

    56) Каргашин И.А. Розанов и Бахтин: искусство «прозаического мышления». // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 34—38.

    57) Корнилов П.Б. К вопросу об индивидуальном стиле В.В. Розанова. // Энтилехия. — 2002. — № 5. — С.38—41.

    58) Шалимова Н.А. «Всё болит у дерева жизни…» (В.В. Розанов и А.Н. Островский). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 42—47.

    59) Кашина Н.К. «Все стали немножко «метерлинками»…» (о генетической связи идеи и мифологемы). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С.47—53.

    60) Орлицкий Ю.Б. В.В. Розанов: проект литературы ХХ века. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 54—59.

    61) Данилов А.А., Усманов С.М. В.В. Розанов и К.Н. Леонтьев : диалоги об истории. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 60—64.

    62) Казакова Н.Ю. Розанов — полемист (к проблеме семиотики поведения). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 65—72.

    63) Руднёв П.А. «Актёр» Василия Розанова: поиск прототипа (опыт детективного театроведения с разоблачением). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С.73—76.

    64) Котлов А.К. В. Розанов и М. Цветаева: к истории взаимоотношений. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С.77—80.

    65) Едошина И.К. В поисках истины (к 100-летию со дня организации философско-религиозных собраний в Петербурге). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 80—87.

    66) Едошина И.А. Из истории возвращения В.В. Розанова в лоно отечественной культуры. (Продолжение) // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С.88—94.

    67) Из эпистолярного наследия П.П. Перцова. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 95—104.

    68) Баранская Н.В. (внучатая племянница В.В. Розанова) Лоскутное одеяло. (Продолжение) // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 104—108.

    69) Бугров А.А. Главная тема России. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 109—111.

    70) Зензинов А.Б. «Не на том Боку» (Розанов и журналистка). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 111—115.

    71) Чурак Н.Е. Метафизика возраста в творчестве В. Розанова. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 116—119.

    72) Красовская Ю.П., Осминина Е.В. В.В. Розанов о Л.Н. Толстом. // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 120—122.

    73) Цветкова Е.В. «Как мучительно трудно быть русским» (урок по творчеству В.В. Розанова). // Энтелехия. — 2002. — № 5. — С. 122—126.

    74) Сукач В.Г. Летопись жизни и творчества В.В. Розанова (1797—1878). // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 5—22.

    75) Налепин А.Л. Василий Васильевич Розанов как несостоявшийся ересиарх (к истории дела о предании автора брошюры «Русская церковь» церковному отлучению (Анафеме).// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 22—25.

    76) Горохова О.В. Василий Васильевич Розанов: к истории фамилии.// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 25—27.

    77) Фатеев В.А. Откровение св. Иоанна Богослова и «Апокалипсис нашего времени» В.В.Розанова.// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 28—35.

    78) Шилкина И.С. к проблеме нравственной теодицеи в «Апокалипсисе нашего времени» В.В. Розанова.// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 35—39.

    79) Грякалов А.А. «Русское письмо»: опыт Розанова (фрагменты). // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 40—45.

    80) Матюшкин А.В. К вопросу о символизме Розанова.// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 46—50.

    81) Болдырев Н.Ф. Фалл как страж бытийствования (сакральность слова Пушкина в свете открытия Розанова).// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 51—61.

    82) Голубкова А.А. Некоторые аспекты понимания литературы в «Уединённом» и «Апокалипсисе нашего времени».// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 61—64.

    83) Ефремов А.В. Данилевский и Розанов.// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 65—67.

    84) Ломоносов А.В. В.В. Розанов и В.И. Герье (из истории взаимоотношений).// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 68—73.

    85) Эдельштейн М.Ю. Аким Волынский и Василий Розанов: к истории взаимоотношений. // Энтилехия. — 2003. — № 7. — С. 73—75.

    86) Ёлшина Т.А. Два разговора об апокалипсисе (Вл. Соловьёв и Вас. Розанов).// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 76—82.

    87) Громова А.Е. Троице-Сергиева лавра в жизни и творчестве П.А. Флоренского и В.В. Розанова. // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 82—88.

    88) Крикунов А.Е. От «Уединённого» до «Апокалипсиса нашего времени»: В.В. Розанов между церковью и государством.// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 89—92.

    89) Грякалова Н.Ю. В.В.Розанов: «Фигуры Гендера» и «Дискурс национальной идентичности».// Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 92—97.

    90) Иванченко Г.В. Достоевский — Суслова — Розанов: грани «семейного сходства». // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 97—99.

    91) Желобов А.П. К вопросу психопатологии творчества В.В. Розанова. // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 99—106.

    92) Из эпистолярного наследия П.П. Перцова. // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 107—113.

    93) Чугунов Е.А., Чугунова О.Д. Школа и семья в философско–педагогической публицистике В.В. Розанова (к осмыслению проблемы в Костроме и Ельце). // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 114—119.

    94) Едошина И.А. Скрещение судеб: Василий Розанов на страницах «Дневников» М.М. Пришвина. // Энтелехия. — 2003. — № 7. — С. 130—135.

    95) Сукач В.Г. Летопись жизни и творчества В.В.Розанова (1888) / В.Г. Сукач // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С.5—39.

    96) Зорина Г.В. «Сусловский» палимпсест в розановском дискурсе / Г.В. Зорина // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С.39—42.

    97) Голубкова А.А. Теоретические аспекты литературной концепции В.В. Розанова (книга «О понимании») / А.А. Голубкова // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С.43—46.

    98) Едошина И.А. Структурно–семантическая природа розановских «листьев» / И.А. Едошина // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 46—51.

    99) Бурыкин А.А. Прозаические миниатюры В.В. Розанова: доминирование содержания над формой или доминирование формы над содержанием / А.А.Бурыкин // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С.52—57.

    100) Фомин А.И. Символика прозы В.В.Розанова: взгляд от лингвистики / А.И. Фомин // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 57—61.

    101) Каманина Е.В. Художественное и литературно–критическое восприятие жанров В. Розанова в футуризме: В. Шкловский и В. Маяковский / Е.В. Каманина// Энтелехия. — № 11. — 2005. — С.61—63.

    102) Семьян Т.Ф. Визуальная парадигма текстов В.В. Розанова в современной русской прозе / Т.Ф. Семьян // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С.63—68.

    103) Кормилов С.И. В.В. Розанов, В.С. Соловьёв и Д.С. Мережковский о Пушкине–картёжнике / С.И. Кормилов // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 69—74.

    104) Ищук–Фадеева Н.И. Гоголь глазами Розанова / Н.И. Ищук–Фадеева. // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 74—78.

    105) Виноградов А.А. К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов: литературный диалог / А.А. Виноградов // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 78—83.

    106) Розанов Ю.В. «Кукха. Розановы письма» А. Ремизова: комментарий как приём / Ю.В. Розанов // Энтелехия. — 2005. — С. 83—88.

    107) Капитонова Н.А. В.В. Розанов и Н.С.Гумилёв: метафизика диалога / Н.А. Капитонова // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 88—91.

    108) Коптелова Н.Г. Чехов в восприятии В. Розанова и Мережковских / Н.Г. Коптелова // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 91—96.

    109) Соловьёв А.А. Истоки христианства и древнеегипетская теология в контексте русского культурного ренессанса начала ХХ века / А.А. Соловьёв // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 97—100.

    110) Ахунзянова Ф.Т. Новое религиозное сознание на рубеже XIX—XX веков и В.В. Розанов / Ф.Т. Ахунзянова // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 101—104.

    111) Медведев А.А. Культура, икона и энтелехия в творчестве В.В. Розанова и П.А. Флоренского: к проблеме преемственности / А.А. Медведев // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 104—111.

    112) Океанский В.П. Н.О. Лосский о В.В. Розанове и «Формальной школе»: монадологические претензии «трансцендентального сознания» и их онтологические границы [Текст] / В.П. Океанский // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 111—117.

    113) Усманов С.М., Данилов А.А. Исчезновение русского народа. Предчувствия В.В. Розанова и реальности постсоветского пространства / С.М. Усманов, А.А. Данилов. // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 117—120.

    114) Зябликов А.В. В.В. Розанов о метафизике пьянства / А.В. Зябликов // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 120—124.

    115) Городилова Т.С. В свете лучинки… / Т.С. Городилова // Энтелехия. — № 11. — 2005. — С. 120—124.

    Перечень публикаций о В.В. Розанове из «Картотеки персоналий по русской философии» б-ки «Дом А. Ф. Лосева», составленной по материалам полнотекстовой базы данных периодических изданий по общественным и гуманитарным наукам «East View» за 2000—2006 г.

    1. Шульц С.А. К проблеме герменевтики слова у В.В. Розанова. // Русская литература. — 2004. — № 2. — С. 186—188.

    2. Кулишкина О.М. Физика и метафизика русского афоризма. В. Розанов: афоризм как форма преодоления формы. // Русская литература. — 2004. — № 4. — С. 3—22.

    3. Климова С.М. Проблемы поэтики Достоевского — Розанова — Бахтина. // Человек. — 2004. — № 3. — С.53—65.

    4. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство (философско–педагогическое кредо В.В. Розанова). // Педагогика. — 2003. — № 6. — С.67—73.

    5. Иорданский В. Воскрешённый Розанов. // Свободная мысль. — 2003. — № 7. — С. 102—114.

    6. Климова С.М. К проблеме понимания, или опыт прочтения «Уединённого» В.В. Розанова. // Человек. — 2003. — № 6. — С. 86—99.

    7. Прокопчук Ю. Неизвестный псевдоним В.В. Розанова. // Вопросы литературы. — 2003 — № 3. — С. 378—382.

    8. Мартынов А.В. Владимир Соловьёв и Василий Розанов: противоборство как диалог. // Общественные науки и современность. — 2002. — № 2. — С. 161—170.

    9. Варламов А. Штудии. Обнажение приёма. (История одной мистификации). // Литературная учёба. — 2001. — № 2. — С.108—139.

    10. Елшина Т.А. «Философ в фельетонистах…» (В.В. Розанов). // Русская литература. — 2000. — № 3. — С. 194—202.

    11. Соболев А.В. Православный позитивизм (о В.В. Розанове). // Вопросы философии. — 2000. — № 12. — С. 162—170.

    12. Федякин С. Вокруг Розанова: РЦЫ. // Литературная учёба. — 2000. — № 4. — С.106—108.

    13. Обатнина Е. «Эротический символизм» Алексея Ремизова. // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 3. — С.199—234.

    14. Леонтьева Е.Ю. Размышления над «опавшими листьями» в безнадёжной попытке преодолеть рациональность. // Философское исследование. — 2000. — № 4. — С. 181—185.

    15. Федякин С.Р. Письма И.Ф. Романова (РЦЫ) к В.В.Розанову. // Литературная учёба. — 2000. — № 4. — С.108—179.

    Источники в общем фонде б-ки «Дом Лосева»:

    1. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Уединенное : энциклопедия / В. В. Розанов ; [сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. А. Н. Николюкина]. — М. : Изд-во полит. лит., 1990. — 541, [2] с. ; 27 см. — (Мыслители XX века). — Библиогр. c. 513—520. — Указ. — ISBN 5-250-01391-0 (в пер.)

    В содерж.: Уединенное; Опавшие листья : Короб первый; Опавшие листья : Короб второй и последний; Смертное; Апокалипсис нашего времени; Статьи.

    Аннотация: В сборник работ русского философа и писателя В. В. Розанова (1856—1919) включены произведения, сделавшие его имя широко известным в предреволюционные годы: философско-этическая трилогия — "Уединенное" и два короба (тома) "Опавших листьев", а также "Апокалипсис нашего времени" (1917—1918) — одна из своеобразных книг того сурового времени. В данное издание входят статьи Розанова "Семья как религия", "Библейская поэзия" и др. Книга расчитана на всех, кто интересуется историей русской философской и этической мысли.

    2. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Среди художников : собр. соч. / В. В. Розанов ; [Сост., подгот. текста и вступ. ст. А. Н. Николюкина] ; Под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1994. — 493, [1] c., [8] л. ил., портр. : портр. ; 21 cм. — Указ. — ISBN 5-250-02461-0 (в пер.).

    Содерж.: Итальянские впечатления; Среди художников.

    Аннотация: Собрание сочинений В. В. Розанова открывается томом, в который вошли две его книги — "Итальянские впечатления" (1909) и "Среди художников" (1914), не издававшиеся целиком со времени их первой публикации. Перед нами размышления писателя и мыслителя о русской идее и судьбах России, о выдающихся деятелях ее культуры — о Пушкине и Гоголе, А. Иванове и Нестерове, Комиссаржевской и Шаляпине, П. Трубецком и Репине. Своеобразен и его взгляд на искусство Запада. Издание иллюстрировано. Адресовано всем, кто интересуется философией и литературой начала XX века.

    3. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    О писательстве и писателях : собр. соч. / В. В. Розанов ; [Сост., подгот. текста и вступ. ст. А. Н. Николюкина] ; Под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1995. — 733, [1] с. : портр. ; 21 см. — Указ. — ISBN 5-250-2416-5 (в пер.)

    Аннотация: Очерки В. В. Розанова о писательстве и писателях впервые публикуются отдельной книгой. Речь в ней идет о творчестве многих отечественных и зарубежных писателей — Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Блока, Чехова, Мережковского, Гёте, Диккенса, Мопассана и других, а также писательском мастерстве русских философов — Леонтьева, Вл. Соловьева, Флоренского и других. В этих очерках Розанов последовательно проводит концепцию целостного подхода к наследию писателей, анализирует прежде всего художественный вклад каждого из них в сокровищницу духовной культуры. Очерки отличаются присущим Розанову литературным блеском, поражают глубиной и свежестью мысли. Книга адресована тем, кто интересуется литературой и философией.

    4. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского : собр. соч. / В. В. Розанов ; [Сост., подгот. текста и вступ. ст. А. Н. Николюкина] ; Под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1996. — 701, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. — Указ. — ISBN 5-250-02509-9 (в пер.)

    Содерж.: Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского; Литературные очерки; О писательстве и писателях.

    Аннотация: В настоящий том входят две книги В. В. Розанова — "Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского" и "Литературные очерки", а также никогда не переиздававшиеся статьи разных лет о писателях и деятелях русской культуры (Л. Толстом, К. Леонтьеве, Вл. Соловьеве, Д. Мережковском, Л. Андрееве, А. Суворине, Иоанне Кронштадтском, К. Победоносцеве). Представленные в томе произведения отражают оригинальный и проницательный взгляд писателя на национальное своеобразие русской литературы и философии. Издание рассчитано на интересующихся русской литературой, философией и культурой.

    5. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Несовместимые контрасты жития [] : литературно-эстетические работы разных лет / Розанов В.В. — М. : Искусство, 1990. — 605, [1] с. ; 21 см. — ISBN 5-210-00101-6 (в пер.)

    Аннотация: В книге представлены работы В. В. Розанова (1856—1919) по широкому кругу вопросов — от "Легенды о Великом инквизиторе" (1894), своеобразно толкующей творчество Ф. М. Достоевского, до "Уединенного" (1912) и фрагментов "Апокалипсиса нашего времени" (1918), написанных в уникальном, "розановском" жанре интимного дневника писателя. Лукавый полемист и глубоко мыслящий культуролог, знаток древних цивилизаций и русской литературы, предшественник Фрейда в деле изучения сексуальной проблематики, этот, по выражению многих его оппонентов, "русский Ницше", дерзко стремившийся к переоценке культурных ценностей, предстает в книге как яркая, противоречивая творческая личность, до сих пор поражающая воображение своими оценками и суждениями.

    6. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Сочинения Василия Васильевича Розанова. Иная земля, иное небо... : полн. собр. путевых очерков, 1899—1913 / В. В. Розанов ; под ред. [и с коммент.] В. Г. Сукача. — М. : Танаис, 1994. — 734, [2] с. ; 21 см. — (Литературные изгнанники / Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького). — Загл. на корешке : Иная земля, иное небо... — Указ. — ISBN 5-87603-1 (в пер.)

    Аннотация: В книге впервые собраны все путевые очерки В.В. Розанова (1856—1919), известного русского мыслителя, культуролога, теоретика религиозного сознания, чье имя уже не нуждается в особой рекламе. Читатели знают Розанова. Гений Розанова и его виртуозное перо снискали ему славу читателей во всех странах. Книга читается легко, с захватывающим и неослабевающим интересом.

    7. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Сочинения Василия Васильевича Розанова. О понимании : опыт исследования природы, границ и внутрен. строения науки как цельного знания / В. В. Розанов ; под ред., [с подгот. текста и коммент.] В. Г. Сукача; [вступ. ст. В. В. Бибихина ; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького]. — М. : Танаис, 1996. — 802, [1] с. ; 21 см. — (Литературные изгнанники). — Загл. на корешке : О понимании. — ISBN 5-87603-004-Х (в пер.)

    Аннотация: "О понимании" — первый том, открывающий творчество раннего Розанова. Это фундаментальнейший философский труд в русской науке, "география ума человеческого" (Рцы).

    8. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Религия и культура / В. В. Розанов. — М. : Правда, 1990 — (Приложение к журналу "Вопросы философии") (Из истории отечественной философии)

    Т. 1 / [вступ. ст., сост, подгот. текста и примеч. Е. В. Барабанова]. — 1990. — 635, [1] c., [1] л. портр. ; 21 см. — (в пер.)

    9. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Уединенное / В. В. Розанов. — М. : Правда, 1990 —

    Т.2. — М. : Правда, 1990. — 710, [10] с. ; 21 см. — (в пер.)

    10. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    В мире неясного и нерешенного : собр. соч. / В. В. Розанов ; Под общ. ред. А. Н. Николюкина; [Коммент. А. Н. Николюкина, С. Р. Федякина]. — М. : Республика, 1995. — 461, [1] с. : портр. ; 22 см. — Загл. пер. : В мире неясного и нерешенного. — Указ. — Содерж.: В мире неясного и нерешенного; Из восточных мотивов. — ISBN 5-250-02507-2 (с.)

    Аннотация: В настоящий том вошли два произведения писателя и философа В. В. Розанова — «В мире неясного и нерешенного» (1901; 2 изд. — 1904), «Из восточных мотивов» (1916—1917), не издававшихся со времени их публикации. Центральное место в них занимает розановская трактовка необъяснимых загадок человеческой природы, тайн древнейших цивилизаций (Вавилона, Египта, Иудеи и др.), пола, семьи и брака как основы мировой истории, религии и культуры. Мыслитель обращается в этой связи к творчеству писателей и художников — Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Л. Толстого, Шиллера, Рафаэля, Рембрандта и др. Философские открытия и пафос публикуемых сочинений произвели глубокое впечатление на современников. Андрей Белый писал об огне, оплеснувшем нас из книги «В мире неясного и нерешенного». Издание иллюстрировано рисунками, подобранными самим В. В. Розановым. Адресовано всем, кто интересуется философией, религией и культурой.

    12. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Мимолетное : собр. соч. / В. В. Розанов ; Под общ. ред. [и с коммент.] А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1994. — 540, [1] с. : портр. ; 21 см. — Загл. пер. : Мимолетное. — Указ. — Содерж.: Мимолетное. 1915 год; Черный огонь. 1917 год; Апокалипсис нашего времени. — ISBN 5-250-01933-1 (с.)

    Аннотация: Русский писатель и философ В. В. Розанов представлен в этом томе Собрания сочинений тремя произведениями: «Мимолетное. 1915 год», «Черный оговнь. 1917 год», «Апокалипсис нашего времени» (1917—1918). Перед нами во многом парадоксальные размышления о социальных и духовных предпосылках революции в России. Читатель познакомится с оригинальными взглядами автора на историю отечественной культуры и философии. Особое внимание уделяется проблемам российской государственности, национальному и семейному вопросам. Для читателей, проявляющих интерес к литературе, истории, философии и религии.

    13. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Около церковных стен : собр. соч. / В. В. Розанов ; Под общ. ред. А. Н. Николюкина; [Коммент. С. Р. Федякина]. — М. : Республика, 1995. — 557, [1] с. : портр. ; 23 см. — Указ. — ISBN 5-250-02488-2 (с.)

    Аннотация: Настоящий том знакомит со взглядами В. В. Розанова (1856—1919) на русскую церковь, православие и католичество, официальную церковь и сектантство, школьное воспитание, милосердие и добро. В. В. Розанов избегает прямого обращения к богословию — он как бы «не входит в храм», а лишь проникает «внутрь ограды церковной». В книге рассматриваются идеи и судьбы писателей и философов, деятелей церкви и народного Просвещения — А. С. Хомякова и Вл. С. Соловьева, Л. Н. Толстого и Ф, М. Достоевского, Амвросия Оптинского, архимандрита Федора Бухарева и других. Читатель найдет в книге яркие образцы розановской эссеистики. Издание рассчитано на интересующихся философией, религией и культурой.

    14. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Около народной души : ст. 1906—1908 гг. : собр. соч. / В. В. Розанов ; [сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко] ; ред. А. Н. Николюкин. — М. : Республика, 2003. — 446, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. — Указ. — ISBN 5-250-01870-Х (с.)

    Аннотация: Настоящий том Собрания сочинений В. В. Розанова включает его статьи 1906—1908 гг. по вопросам культуры, философии, религии, литературы, впервые собранные в отдельную книгу из газет, журналов, сборников. Тематически данный том в известной мере является продолжением книг Розанова «О писательстве и писателях» и «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского». В заглавиях статей здесь вновь встречаются имена Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева, К. П. Победоносцева. Издание адресовано всем, кто интересуется историей русской философии и культуры.

    15. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Русская государственность и общество : ст. 1906—1907 гг. : собр. соч. / В. В. Розанов ; [сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко] ; ред. А. Н. Николюкин. — М. : Республика, 2003. — 525, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. — Указ. — ISBN 5-250-02321-5 (с.)

    Аннотация: Очередной том Собрания сочинений В. В. Розанова (ранее вышло 14 томов) составили статьи писателя за 1906—1907 гг., посвященные судьбам русской государственности. Они впервые собраны в отдельную книгу, представляющую собой по существу продолжение его труда о первой русской революции «Когда начальство ушло... 1905— 1906 гг.». Большое внимание в книге уделено становлению парламентаризма в России, деятельности Государственной думы, борьбе партий в обществе, национальному и семейному вопросам. Издание адресовано всем, кто интересуется литературой, философией и историей общественно-политической мысли в России.

    16. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Полное собрание "опавших листьев" Василия Васильевича Розанова / Василий Васильевич Розанов (1856—1919); [подгот. текста и коммент. В. Г. Сукача] ; под ред. В. Г. Сукача. — [Б. м.]. — (Литературные изгнанники)

    Кн.2 : Смертное : биография (Автобиография). — М. : Рус. путь, 2004. — 191 с., [1] л. портр. : ил., портр. ; 20 см. — ISBN 5-85887-111-9 (в пер.)

    Аннотация: «Смертное» — вторая книга «опавших листьев» (написанных в конце 1911 — начале 1912 г.) — посвящена в основном автобиографическим темам. Подробности тайного венчания В.В. Розанова со второй женой определили характер первой публикации как «домашнего издания». При жизни автора книга была издана в количестве 60 экз. и в настоящее время является библиографической редкостью.

    17. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Семейный вопрос в России : т. 1 и 2, материалы для 3 т. : собр. соч. / В. В. Розанов ; [сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко] ; собр. соч. под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2004. — 828, [1] c. : ил., портр. ; 21 см. — Указ. — В содерж.: Дети и родители; Мужья и жены; Развод и понятие незаконнорожденности; Холостой быт и проституция; Женский труд; Закон и религия. — ISBN 5-250-01884-Х (с.)

    Аннотация: Книга «Семейный вопрос в России» — фундаментальный труд В. В. Розанова. Проблемы семейной жизни и пола, считал он, впервые стали в его книге предметом философского исследования. Но это одновременно и публицистическое, и своеобразное социологическое, а порой и художественное произведение. Розанов включил в него огромный жизненный и литературный материал, в том числе полемику, вызванную его публикациями. В центре раздумий писателя темы: «Дети и родители», «Мужья и жены», «Развод и понятие незаконнорожденности», «Холостой быт и проституция», «Закон и религия» и др. Двухтомное произведение Розанова переиздается впервые с включением материалов третьего тома, которые готовились автором для второго издания книги. Адресовано всем, кто интересуется историей русской философии и культуры.

    18. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    В нашей смуте : ст. 1908 г., письма к Э. Ф. Голлербаху: собр. соч. / В. В. Розанов ; сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко] ; под ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2004. — 428, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. — Указ. — ISBN 5-250-01872-6 (с.)

    Аннотация: Данный том Собрания сочинений В. В. Розанова составляют его социально-политические статьи 1908 г., впервые собранные в отдельную книгу. Основные темы здесь — размышления о русской государственности, деятельности Государственной думы, о церкви, судах, о положении дел в сфере образования, национальный и семейный вопросы. Розанов ощущает этот период как «какое-то пестрое, неопределенное, неуверенное в себе, неуверенное в завтрашнем дне» время. В книгу включены также его «Письма к Э. Ф. Голлербаху». Издание адресовано всем интересующимся русской литературой, философией, историей общественно-политической мысли в России.

    19. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Старая и молодая Россия : ст. и очерки 1909 г. : собр. соч. / В. В. Розанов ; сост. и подгот. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко] ; под ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2004. — 468, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. — Указ. — ISBN 5-250-01880-7 (с.)

    Аннотация: Настоящий том Собрания сочинений В. В. Розанова включает его статьи и очерки 1909 года, впервые собранные в отдельную книгу из газет и журналов. Как всегда дается живая и своеобразная характеристика событий этого года, дополняемая размышлениями о прошлом и настоящем России (200-летняя годовщина Полтавской битвы, «польско-русский вопрос», разоблачение Азефа, «Вехи», гибель Талона и др.), о писателях и деятелях русской культуры — Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, Иоанне Кронштадтском, Н. А. Бердяеве, Д. С. Мережковском, В. О. Ключевском и др. Большое внимание уделено проблемам российской государственности, православной церкви, «школьного мира», национальному и семейному вопросам. Адресовано всем, кто интересуется русской литературой, философией и культурой.

    20. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Литературные изгнанники. Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев : переписка В. В. Розанова с Н. Н. Страховым. переписка В. В. Розанова с К. Н. Леонтьевым : собр. соч. / В. В. Розанов ; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2001. — 475, [2] с. : ил., портр. — Указ. — ISBN 5-250-01820-3 (21 см).

    21. Розанов, Василий Васильевич (1856—1919).

    Когда начальство ушло..., 1905—1906 гг. ; Мимолетное. 1914 год : собр. соч. / В. В. Розанов ; [сост. П. П. Апрышко и А. Н. Николюкина] ; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2005. — 668, [3] с. : ил., портр. ; 21 см. — Загл. пер. : Когда начальство ушло... — Указ. — ISBN 5-250-01897-1 (с).

    Аннотация: Книга "Когда начальство ушло..." — очерки и воспоминания о первой русской революции. По словам Андрея Белого, это "живая запись истории; это — документ в вместе с тем — характеристика событий 1905—1906 годов с исключительно редкой точки зрения". В настоящий том включена также книга "Мимолетное. 1914 год" — широкая панорама раздумий писателя и философа о судьбах России, ее религии, культуре и литературе. Большое внимание уделено проблемам российской государственности, национальному и семейному вопросу. Печатается впервые по рукописи.

    22. Болдырев, Николай Федорович.

    Семя Озириса или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк : биография отдельного лица / Николай Болдырев. — Челябинск : Урал ЛТД, 2001. — 477, [1] с., портр. : ил., портр. ; 21 см. — (Биографические ландшафты). — Загл. пер. : Василий Розанов. — Библиогр.: с. 473—474. — Имен. указ.: с. 475—478. — ISBN 5-8029-0196-9 (в пер.)

    Аннотация:Свыше семидесяти лет произведения Василия Розанова не переиздавались в России (многие недавно изданы впервые), а сам он если и упоминался, то как «мракобес», «реакционер», «черносотенец», «эротоман», «циник», «политический хулиган» и т. п. Между тем это крупнейший мыслитель, оригинальнейший стилист-реформатор и парадоксальный, целомудреннейший поэт, не писавший, однако, стихов. Вклад В. Розанова прежде всего в русскую (а затем и в европейскую) религиозную мысль трудно переоценить. Впрочем, история души Розанова едва ли не интереснее истории его мыслей. Книга дает возможность читателю войти в многомерный, парадоксалистский мир Розанова, исходя при этом из приоритетного права героя самому рассказывать о себе.

    23. Фатеев, Валерий Александрович.

    Жизнеописание Василия Розанова : с рус. бездной в душе / Валерий Фатеев. — СПб ; Кострома : Кострома, 2002. — 636, [3] c ., [15] л. ил., портр.; 25 см. — Указ. — (в пер.)

    Аннотация: Биография одного из самых интересных и противоречивых мыслителей и писателей конца XIX — начала XX в. Василия Васильевича Розанова (1856—1919), созданная на обширном материале, с использованием большого количества ранее неизвестных архивных рукописей, рассматривается в широком контексте всей русской культуры рубежа веков. Перед читателем предстанут как крупнейшие мыслители этой яркой эпохи — К. Н. Леонтьев и В. С. Соловьев, К. П. Победоносцев и А. С. Суворин, Д. С. Мережковский и о. Павел Флоренский, так и менее известные философы и публицисты, а также писатели-символисты, художники "Мира искусства", журналисты "Нового времени"... Книга, написанная в живой, доходчивой манере, рассчитана как на специалистов по истории русской литературы и философии, так и на всех, кто интересуется историей отечественной культуры. Издание иллюстрировано фотографиями Розанова и его современников.

    24. Тлиф, Ирина Х.

    "Корень рождения моего..." : (ст., арх. док., воспоминания по истории рода В. В. Розанова) / Ирина Тлиф. — Кострома : [ДиАр], 2005. — 335 с. : ил., карты., табл. ; 17 см. — Указ. — ISBN 5-93645-009-0 (обл.)

    25. Федякин С.Р. Розанов В. В. / С. Р. Федякин // Русская философия: словарь / под общ. ред. Маслина М.А. — М.: Республика, 1995. — С. 417—419.

    26. Горбач К. И. Розанов В. В. / К. И. Горбач // Сто русских философов: биографический словарь / сост. Сухов А.Д. — М.: Мирта, 1995. — С. 206—208.

    27. Бекус Н. Э., Быковский А. Н. Розанов В. В. / Н. Э. Бекус, А. Н. Быковский // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Минск: Книжный дом, 2003. — С. 840—841.

    28. Розанов В. В. // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3т. Т.3: П — Я. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — С. 163—164.

    В фонде Э. А. Макаева:

    1. Розанов В. В. Итальянские впечатления: Рим. Неаполитанский залив. Флоренция. Венеция. По Германии: с рис. Л. С. Бакста и тремя видами Пестума / В. Розанов. — СПб.: [Тип. А. С. Суворина], 1909. — VIII, 318с.:ил.

    2. Розанов В. В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского: опыт критического комментария: с прил. двух этюдов о Гоголе / В.В. Розанов. — 3-е изд. — СПб.: М. В. Пирожков, 1906. — 283 с.

    3. Розанов В. В. Темный лик : метафизика христианства/В. В. Розанов. — СПб.:[Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина], 1911. — VI, XVI, 285 c.

    4. Розанов В. В. Среди художников: с портретами /В. В. Розанов. — СПб., 1914. — 499 с.

    5. Розанов В. В. Люди лунного света / В. В. Розанов. — М.: Дружба народов, 1990. — 304 с. [репринт издания 1913г.]

    6. Розанов В. В. : pro et contra Кн. 1. / В. В. Розанов; сост. вступ. ст. и прим. В. А. Фатеева. — СПб.: РХГИ, 1995. — 512с. — (Русский путь).

    7. Розанов В. В. : pro et contra Кн. 2. / В. В. Розанов; сост. вступ. ст. и прим. В. А. Фатеева. – СПб.: РХГИ, 1995. – 576с. – (Русский путь).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter