• ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

    Челпанов Георгий Иванович

    (1862–1936), русский философ, логик, психолог. Родился 16 (28) апреля 1862 в мещанской семье в Мариуполе, здесь же в 1883 с золотой медалью окончил Александровскую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (с прикомандированием к Московскому университету, окончил в 1887). Учился у Н.Я.Грота. С 1890 – приват-доцент Московского университета, затем, в 1897 стал штатным профессором Киевского университета, где защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности (оппонентами на защите выступали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин).

    В 1893–1894 и 1897–1898 в Германии Челпанов слушал лекции по физиологии у Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и Э.Кёнига, психологии – у К.Штумпфа и В.Вундта, занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

    В 1907 стал профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии.

    Замыслив создание Психологического института, в 1910–1911 вместе со своим учеником Г.Г.Шпетом ознакомился с устройством психологических лабораторий и институтов при германских и американских университетах. В 1914 организовал Психологический институт при Московском университете и журнал «Психологическое обозрение» (1917-1918).

    Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, например: Введение в философию выдержало 6 изданий (до 1916г.), Учебник психологии - 15 изданий (до 1919г.), Учебник логики – 10 (до 1946г.). Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904).

    Основные работы:

    Введение в философию (1905);

    Психология (ч. 1–2, 1909);

    Введение в экспериментальную психологию (1915);

    Объективная психология в России и Америке (1925);

    Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии) (1927);

    Социальная психология или условные рефлексы (1928).

    О наиболее известном сочинении Челпанова Мозг и душа (1900) В.В.Зеньковский в сочинении История русской философии говорил как о лучшей в мировой литературе книге по критике метафизического материализма.

    В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли, Д.Юма, Б.Спинозы, но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма (теории, согласно которой различные виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) в психологии и философии.

    Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. В центре его гносеологии – проблема «вещи в себе» («нечто»). Можно лишь утверждать, что «нечто» трансцендетно («транссубъективно» по Челпанову) существует и обладает функцией воздействия. Ощущения сигнализируют нам о наличии «нечто» вне сознания, являясь его символами. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). «Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан».

    Челпанов выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции (в духе метода «физиологической психологии» Вундта); эмпирическую психологию, предмет которой – психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований (Введение в экспериментальную психологию, 1915).

    Логические законы Челпанов понимает как результат наблюдения над мыслительными процессами, который человек получает, вскрывая механизм собственного мышления (абстрагируясь при этом от содержания мыслей). Законы формальны и всеобщи; они – идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах (но не к ним самим). Основной закон – закон противоречия.

    Челпанов признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

    Челпанову была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, он подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии.

    Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

    Источники биографии:

    www.krugosvet.ru

    Алексеев А. П. Челпанов [Текст] // П. В. Алексеев. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды / А. П. Алексеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 1059.

  • Сочинения:

    Психология. Лекции. – М., 1892;

    О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир Божий. – 1896. - №11;

    Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1- 2. - Киев, 1896-1904;

    Учебник логики, 1897. – [10 изд. – 1918 и 1946]

    Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе.- СПб., 1900. – [5-е изд. – М., 1912];

    О современных философских направлениях. - Киев, 1902;

    Введение в философию. - Киев, 1905;

    Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908—1909 гг. Ч.. 1-2. - М., 1909;

    Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. – 1909. – Вып.99(3);

    Введение в экспериментальную психологию. - М., 1915. – [3-е изд. – М., 1924];

    Демократизация школы. – М., 1918;

    Учебник психологии. – 15-е изд. – М.-Пг., 1919;

    Психология и марксизм. – 2-е изд. – М., 1925;

    Объективная психология в России и Америке. - М., 1925;

    Очерки психологии. - М.- Л., 1926;

    Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). - М., 1926;

    Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). - М., 1927;

    Социальная психология или условные рефлексы? - М.; Л., 1928.

    Литература:

    Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891-1916: Статьи по философии и психологии. - М., 1916;

    Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (Вторая пол. 19- нач. 20 вв.). - М., l960;

    Петровский А. В. История сов. Психологии. - М., 1967;

    Ждан А. Н. Г. И. Челпанов // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. – 1994. - № 2;

    Умрихин В. В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г. И. Челпанова // Вопросы психологии. – 1994. - № 1.

    Источники библиографии:

    Петровский А. Челпанов [Текст] / А. Петровский // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.: Сигнальные системы - Яшты / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С.478;

    Пухир В. М. Челпанов [Текст] / В. М. Пухир // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 605-606;

    Задорожнюк И. Е. Челпанов [Текст] / И. Е. Задорожнюк // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.4.: Т – Я / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.350-351;

    Алексеев А. П. Челпанов [Текст] // П. В. Алексеев. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды // А. П. Алексеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 1059.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter