• ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич

    Константин Николаевич Леонтьев

    1831 — 1891 гг. — публицист и повествователь, оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов; из калужских помещиков, учился медицине в Московском университете, был в Крымскую кампанию военным врачом, потом домашним и сельским в Нижегородской губернии. После краткого пребывания в Петербурге, поступил в азиатский департамент Министерства иностранных дел и 10 лет (1863 — 1873 гг.) прожил в Турции, занимая различные консульские должности (на о. Крите, в Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках). Выйдя в отставку, провел более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. В 1880 году был помощником редактора “Варшавского Дневника”, кн. Н. Голицына, потом был назначен цензором в Москву. В 1887 году опять вышел в отставку, поселился в Оптиной пустыне и через 4 года, приняв тайное пострижение с именем Климента, переехал в Сергеев посад, где и умер 12 ноября 1891 года.

    Первые беллетристические произведения Леонтьева (из русской жизни, несколько повестей и два романа: “Подлипки” и “В своем краю”, в “Отечественных Записках” 1856 — 1866 гг.), хотя и не лишены таланта, но, по позднейшему признанию самого автора, не представляют значительного интереса, будучи написаны под преобладающим влиянием Ж. Занда по идеям и Тургенева по стилю. Литературная самобытность Леонтьева проявилась вполне в его повестях: “Из жизни христиан в Турции” (издано отдельно Катковым в 1876 году; сюда же принадлежат рассказ “Сфакиот”, роман “Камень Сизифа” и начало романа “Египетский голубь”, не вошедшие в этот сборник). И. С. Аксаков, враждебно относившийся к политическим и церковным взглядам Леонтьева, у которого находил “сладострастный культ палки”, был в восхищении от его восточных повестей и говорил “Прочтя их, не нужно и в Турцию ехать”.

    Во время жизни в греко-турецких городах произошел в Леонтьеве умственный переворот, закончившийся на Афоне. Прежний натуралист и жорж-зандист, напечатавший, между прочим, уже в зрелом возрасте “в высшей степени безнравственное (по его собственному, преувеличенному отзыву), чувственное, языческое, дьявольское сочинение, тонко развратное, ничего христианского в себе не имеющее”, — сделался крайним и искренним сторонником византийско-аскетического религиозного идеала. Этой стороной новое мировоззрение Леонтьева далеко не исчерпывается. Оно было вообще лишено цельности; одного срединного и господствующего принципа в нем не было, но отдельные взгляды были весьма замечательны своей определенностью, прямотой и смелой последовательностью.

    По своему отношению к славянофильству, которое он называл “мечтательным и неясным учением”, Леонтьев представляет необходимый момент в истории русского самосознания. Желая привести свои пестрые мысли и стремления к некоторому, хотя бы только формальному единству, он называл себя принципиальным или идейным консерватором (в противоположность грубо-практическому или эмпирическому консерватизму). Дорогими, требующими и достойными охранения он считал, главным образом: 1) реально-мистическое, строго-церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа, 2) крепкую, сосредоточенную монархическую государственность и 3) красоту жизни в самобытных национальных формах. Все это нужно охранять против одного общего врага — уравнительного буржуазного прогресса, торжествующего в новейшей европейской истории. Вражда к этому прогрессу составляла главный “пафос” в писаниях Леонтьева, выработавшего особой теорию развития, где он своеобразно варьировал идеи Гегеля, Сен-Симона, Ог. Конта и Герберта Спенсера (которых, впрочем, не изучал систематически).

    По Леонтьеву, человечество в целом и в частях проходит через три последовательные состояния: первоначальной простоты (подобно организму в зачаточном и незрелом, младенческом периоде), затем положительного расчленения (подобно развитому цветущему возрасту организма) и, наконец, смесительного упрощения и уравнения или вторичной простоты (дряхлость, умирание и разложение организма). Так, германцы в эпоху переселения народов представляли первичную простоту быта, Европа средних и начала новых веков — цветущее расчленение жизненных форм, а с “просветительного” движения XVIII века и великой французской революции европейское человечество решительно входит в эпоху смесительного упрощения и разложения. От названных европейских мыслителей, которые также отмечали критический и отрицательный характер новейшей истории, Леонтьев отличается тем, что считает это разложение для Европы окончательным и ждет нового и положительного от России. В этом он сходится с славянофилами, но тут же и расходится, с ними в трех существенных пунктах.

    1) Современное “разложение” Европы он считает простым следствием общего естественного закона, а вовсе не какого-нибудь порока в коренных началах ее жизни, от которого будто бы Россия свободна; эту славянофильскую точку зрения Леонтьев так излагает и осмеивает: “Правда, истина, цельность, любовь и т. п. у нас, а на Западе — рационализм, ложь, насильственность, борьба и т. п. Признаюсь — у меня это возбуждает лишь улыбку; нельзя на таких общеморальных различиях строить практические надежды. Трогательное и симпатическое ребячество это пережитой уже момент русской мысли”.

    2) Новая великая будущность для России представляется Леонтьеву желательной и возможной, а не роковой и неизбежной, как думают славянофилы; иногда эта будущность кажется ему даже мало вероятной: Россия уже прожила 1000 лет, а губительный процесс эгалитарной буржуазности начался и у нас, после Крымской войны и освобождения крестьян.

    3) Помимо неуверенности в исполнении его желаний для России, сам предмет этих желаний был у Леонтьева не совсем тот, что у славянофилов. Вот главные черты его культурно-политического идеала, как он сам его резюмировал: “Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесить другое: наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе”.

    Идеал Леонтьева был византийским, а не славянским; он прямо доказывал, что “славянство” есть термин без всякого определенного культурного содержания, что славянские народы жили и живут чужими началами. Их нынешняя культура слагается отчасти из слабых остатков традиционного византизма, большей же частью — из стремительно усвоенных элементов прогрессивного европеизма. Этот второй, ненавистный Леонтьеву элемент решительно преобладает у славян австрийских, а в последнее время возобладал и у балканских. Поэтому слияние славян с Россией, к которому стремится панславизм, не только не может быть целью здравой политики с русской точки зрения, но было бы прямо для нас опасным, так как усилило бы новыми струями уравнительного прогресса наши разлагающие демократические элементы и ослабило бы истинно-консервативные, т. е. византийские начала нашей жизни. В церковно-политическом споре между греками и болгарами Леонтьев решительно стал на сторону первых, вследствие чего разошелся с своим начальником, послом в Константинополе, ген. Игнатьевым, а также с Катковым. — Леонтьев пламенно желал, чтобы Россия завоевала Константинополь, но не затем, чтобы сделать его центром славянской либерально-демократической федерации, а затем, чтобы в древней столице укрепить и развить истинно-консервативный культурный струй и восстановить Восточное царство на прежних византийских началах, только восполненных национально-русским учреждением принудительной земледельческой общины.

    Вообще Леонтьев во всех сферах высоко ценил принудительный характер отношений, без которого, по его мнению, жизненные формы не могут сохранять своей раздельности и устойчивости; ослабление принудительной власти есть верный признак и вместе с тем содействующая причина разложения или “смесительного упрощения” жизни. В своем презрении к чистой этике и в своем культе самоутверждающейся силы и красоты Леонтьев предвосхитил многие мысли Ницше, вдвойне парадоксальные под пером афонского послушника и оптинского монаха. Леонтьев религиозно верил в положительную истину христианства, в узко монашеском смысле личного спасения; он политически надеялся на торжество консервативных начал в нашем отечестве, на взятие Царьграда русскими войсками и на основание великой невизантийской или греко-российской культуры; наконец, он эстетически любил все красивое и сильное; эти три мотива господствуют в его писаниях, а отсутствие между ними внутренней положительной связи есть главный недостаток его миросозерцания. Из идеи личного душеспасения путем монашеским (как его понимал Леонтьев) логически вытекает равнодушие к мирским политическим интересам и отрицание интереса эстетического; в свою очередь, политика, хотя бы консервативная, не имеет ничего общего с душеспасением и с эстетикой; наконец, становясь на точку зрения эстетическую, несомненно, должно бы предпочесть идеалы древнего язычества, средневекового рыцарства и эпохи Возрождения идеалам византийских монахов и чиновников, особенно в их русской реставрации.

    Таким образом, три главные предмета, подлежащие охранению принципиального или идейного консерватизма, не согласованы между собою. Не свободно от внутреннего противоречия и враждебное отношение Леонтьева к новой европейской цивилизации, которую он сам же признавал за неизбежный фазис естественного процесса. Справедливо укоряя славянофилов за их ребяческое осуждение Запада, он сам впадал в еще большее ребячество. Славянофилы были, по крайней мере, последовательны: представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, они имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды; но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся. Не имели достаточного основания и надежды Леонтьева, связанные с завоеванием Царь-града: почему вступление русских солдат и чиновников на почву образованности, давно умершей естественной смертью, должно будет не только остановить уже начавшийся в России процесс уравнительного смешения, но и создать еще небывало великую консервативную культуру? Надежды и мечтания Леонтьева не вытекали из христианства, которое он, однако, исповедывал как безусловную истину. Ему оставалась неясной универсальная природа этой истины и невозможность принимать ее на половину. Но если главные мотивы, из которых слагалось миросозерцание Леонтьева, не были им согласованы между собой, то к каждому из них он относился серьезно и с увлечением, как свидетельствует вся его жизнь. Своим убеждениям он принес в жертву успешно начатую дипломатическую карьеру, вследствие чего семь лет терпел тяжелую нужду. Свои крайние мнения он без всяких оговорок высказывал и в такое время, когда это не могло принести ему ничего, кроме общего презрения и осмеяния. Большая часть политических и публицистических произведений Леонтьева соединена в сборнике “Восток, Россия и Славянство” (Москва, 1885 — 1886).

    С.Соловьев. [Статья из Энциклопедического Словаря Ф. А. Брокгауза - И. А. Эфрона.]

  • В ОБЩЕМ ФОНДЕ БИБЛИОТЕКИ:

    Леонтьев, Константин.

    Избранное [Текст] : очерки, эссе / К. Н. Леонтьев. - М. : Рарогъ, Московский рабочий, 1993. - 397, [2] с. ; 22 см. - ISBN 5-87372-021-5 (в пер.) :

    Леонтьев, Константин Николаевич.

    Поздняя осень России [] : научное издание / К.Н. Леонтьев. - М. : Аграф, 2000. - 334, [2] с. ; 21 см. - (в пер.) :

    Аннотация: Произведения русского философа К. Леонтьева, в том числе знаменитый трактат "Византизм и славянство"

    Леонтьев, Константин Николаевич.

    Избранные письма [Текст] : 1854 - 1891 / К. Н. Леонтьев. - СПб. : Пушк. фонд, 1993. - 637 с. ; 18 см. - (в пер.) :

      О НЕМ

    Розанов, Василий Васильевич (1856-1919).

    Литературные изгнанники. Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев [Текст] : переписка В. В. Розанова с Н. Н. Страховым. переписка В. В. Розанова с К. Н. Леонтьевым : собр. соч. / В. В. Розанов ; под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М. : Республика, 2001. - 475, [2] с. : ил., портр. - Указ. - ISBN 5-250-01820-3 (21 см) : 265.50 р.

    Володихин, Д. М.

    Высокомерный странник. Философия и жизнь Константина Леонтьева [Текст] : биография отдельного лица / Д. М. Володихин. - М. : Мануфактура, 2000. - 185, [2] c., [2] л. ил., портр. ; 22 см. - ISBN 5-93084-012-1 (в пер.) :

    Аннотация: Эта книга - для тех, кто искренне любит знаменитого консервативного философа К. Н. Леонтьева или всерьёз интересуется его творчеством. здесь собраны историософские эссе о его идеях и судьбе. Некоторые из них ранее были опубликованы в журналах и сборниках, другие прежде не знали печатного станка.

    К. Н. Леонтьев: pro et contra [Текст] : личность и творчество К. Леонтьева в оценке рус. мыслителей и исследователей... : антология : [в 2 кн.] / [подгот. А. П. Козырев, А. А. Корольков ]. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1995 - . - (Серия "Русский путь"/Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. христиан. гуманитар. ин-т (РХГИ). - ISBN 5-88812-005-7

    Кн. 1 : ...1891-1917 гг. : сборник биографической информации. - 1995. - 474, [1] с. : портр. ; 22 см. - ISBN 5-88812-008-1 (в пер.) :

    Аннотация: Книга знакомит с наиболее интересными публикациями конца XIX - начала XX в., посвященными выдающемуся русскому писателю, консервативному публицисту и философу К. Н. Леонтьеву (1831-1891). В нее вошли статьи как известных философов и писателей «серебряного века» Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Вл. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, так и менее известных современному читателю - свящ. И. Фуделя, А. А. Александрова, В. В. Бородаевского, Б. А. Грифцова, Евгения Поселянина и др. Часть материалов публикуется впервые. Антология может быть использована как учебное пособие, предназначена всем, интересующимся историей русской культуры и философии.

    К. Н. Леонтьев: pro et contra [Текст] : личность и творчество К. Леонтьева в оценке рус. мыслителей и исследователей... : антология : [в 2 кн.] / [подгот. А. П. Козырев, А. А. Корольков ]. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1995 - . - (Серия "Русский путь"/Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. христиан. гуманитар. ин-т (РХГИ). - ISBN 5-88812-005-7

    Кн. 2 : ...после 1917 г. : сборник биографической информации. - 1995. - 701, [1] с. : портр. ; 22 см. - ISBN 5-88812-008-2 (в пер.) :

    Аннотация: В том включены самые значительные книги в XX столетии о Константине Леонтьеве, принадлежащие изгнанникам Николаю Бердяеву и Юрию Иваску. Обе книги написаны в жанре философской прозы и равно интересны как специалисту, так и всякому читателю, желающему постигнуть мир духовно-философских исканий загадочного мыслителя XIX века. Читатель найдет в предлагаемом томе также глубоко и полемично написанные статьи Л. А. Тихомирова, П. Б. Струве, Георгия Иванова и свящ. Кирилла Зайцева. Книга снабжена комментариями.Антология может быть использована как учебное пособие.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter