Старообрядческий епископ Михаил (Семёнов): личность и судьба. 16 января, 18:30

Оценка
(18 голосов)

16 января, 18:30, Арбат. 33.
Представляем книжную серию "Наследие старообрядческих апологетов".
Старообрядческий епископ Михаил (Семёнов): личность и судьба.

О том, каким был епископ Михаил, о его взглядах, его публицистике, о других книгах серии «Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей», и о вопросах изучения старообрядчества пойдет речь на встрече с основателями книжной серии В.В. Боченковым и В.В. Волковым.

Трансляция Интернет-трансляция.

 

«На большом портрете в №50 журнала “Искры” он кажется таким большим, между тем, “в натуре”, он не только мал ростом, но мал до странности, до некрасивого впечатления. Над смешанною толпою гимназистов III и II классов он не поднялся бы головою, уступая ростом хорошо развитым и сравниваясь только со средними. Иметь возраст гимназиста II класса  магистру церковного права, профессору архимандриту, конечно, это странно… Как будто лет около 13 он вдруг и беспричинно перестал расти, растя дальше в мозг, в дух, в воображение, в чувство. Всего этого у него много».
Так писал о епископе Михаиле (Семенове) в начале 1907 года его современник и постоянный оппонент В.В. Розанов. Вопросы «нового религиозного сознания», отстаивание в полемике с Л.Н. Толстым действенности церковных таинств, отклики на самые актуальные вопросы современной жизни, от новейших театральных постановок до реформ церковного управления, – таков диапазон его публицистики. Епископ Михаил публиковался в самых разных изданиях начала ХХ века: «Биржевые ведомости», «Современное слово», «Утро России», в журналах «Миссионерское обозрение», «Отдых христианина», «Русский паломник», «Церковь», «Слово Церкви», «Старообрядческая мысль». Кроме В.В. Розанова о нем при жизни отзывались С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, Д.В. Философов, М.С. Шагинян, М.М. Пришвин, В.И. Ленин, З.Н. Гиппиус и др. Его неожиданная смерть в 1916 г. вызвала множество откликов в тогдашней периодике. Памяти епископа Михаила было посвящено заседание Петроградского Религиозно-философского общества 4 декабря 1916 г. под председательством А.В. Карташова. Он был одним из активных его участников.
С именем епископа Михаила связана деятельность кружка т. н. голгофских христиан. Тема голгофской жертвы, поставленная уже в ранней его работе «Христос на Голгофе и воскресший» (1902 г.), также была одной из ведущих в его публицистике. Это попытка ответить на вопросы о роли церкви в современном обществе, о том, что такое подлинная свобода, «свободно ли христианство». За ними кроется глубинная онтологическая проблематика: «“Человек это нечто, что нужно преодолеть”, – говорит Ницше. “Человек есть нечто, что нужно найти”, – сказал бы я». В попытках разобраться епископ Михаил исследовал широкий круг философских и художественных произведений (Л.Н. Андреев, Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Генрик Ибсен и др.), использовал собственные драматургические опыты. Он был автором нескольких пьес.
В настоящее время при поддержке Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви осуществляется издание сочинений епископа Михаила. На данный момент вышло в свет четыре тома, где объединены его статьи, в разное время опубликованные на страницах старообрядческой периодики.

Прочитано 862 раз
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter